ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Регеда Юлия Александровна,
учитель химии высшей категории, «Учитель-методист»,
общеобразовательной школы №6 Дружковского городского совета
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Страшная – это опасность-безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает».
Сейчас вспомнить эти слова особенно актуально, поскольку из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках химии в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Чтобы ответить на эти вопросы я обратилась к изучению проблемы: «Активные формы и методы обучения, направленные на развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии».
Активными методами обучения называются те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
Цель моей работы: выявить и изучить наиболее эффективные формы и методы формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках химии. Исходя из цели, я определила следующие задачи :
- изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу;
-проанализировать программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;
-апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению.
Объектом исследования я выбрала процесс формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках химии.
Предположила: если буду создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, развития креативных способностей личности и, следовательно, качественному росту результатов обучения.
Инновационность в образовании рассматривается как новая парадигма образования. Ее цель – формирование не репродуктивного, а продуктивного мышления (т.е. мышления, способного создавать новые идеальные и материальные продукты деятельности). «Продуктивное» мышление формируется с помощью активных (интерактивных) методов обучения.
Сущность взаимосвязи обучения и развития лежит в понимании его диалектического характера: обучение ведет за собой развитие, а продуктивное общее развитие способствует успешному обучению. Продуктивность взаимосвязи обучения и развития зависит от реализации стратегических принципов реформирования школы: демократизации, гуманитаризации, оптимизации, развития и саморазвития личности, дифференциации и индивидуализации, а также от характера учебных технологий.
В 60 – ых ХХ столетия Я.Галант в работе « Методы обучения в советской школе» предложил активную и пассивную модели обучения в зависимости от участия учащихся в учебной деятельности.
Признаки сравнения
|
Пассивное обучение
|
Активное обучение
|
Объем информации
|
Можно определить определенный объем
|
Незначительный объем информации требует значительных затрат времени
|
Глубина усвоения
|
Ориентация на уровень усвоенных знаний
|
Учащиеся усваивают уровни познания: знания, анализ, синтез, оценка
|
% информации
|
Невысокий
|
Высокий
|
Контроль над обучением
|
Учитель хорошо конт-ролирует время и ход работы учащихся
|
Учитель имеет незна-
чительный контроль
|
Источник мотивации
|
Внешние: учитель, ро-
дители, оценки.
|
Внутренние: интерес самого учащегося
|
Роль учителя
|
Учитель – источник знаний
|
Учитель – организатор,
лидер
|
Роль учащихся
|
Пассивная
|
Активная
|
Моя задача - так построить урок, чтобы познание доставляло удовлетворение. В процессе познания ученик не только должен приобрести определенные знания, но и развивать творческие способности. Способность к творчеству является даром природы, который следует развивать, а не гасить учителю в детях. Внедрение активных методов обучения помогает мне наиболее полно реализовать эту задачу.
Вопрос организации активного обучения на сегодняшний день очень актуален. Не секрет, что дети теряют интерес к школе, обучению. Их привлекают компьютерные игры, компании сверстников и др. Каковы пути активизации учебного процесса?
Обучение – процесс ориентации в разнородной информации (текстовой, графической, звуковой, видео) с целью извлечения материалов, удовлетворяющих образовательные потребности конкретного обучаемого.
Достижение поставленных целей возможно при серьезной активизации деятельности самого учащегося, как основного участника образовательного процесса. Хорошо известно, что знания, «добытые» собственным трудом, являются самыми прочными и остаются в памяти на долгие годы. «Учащемуся положено работать, учителю – руководить этой работой», – сказано основателем дидактики Яном Амосом Коменским.
Активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором получение учащимся ЗУН доминирует над их передачей преподавателем, а используемые методы, формы и средства стимулируют данный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащегося и обеспечивают требуемый уровень мотивации. При такой форме организации учебного процесса преподавателю необходимо грамотно формировать и правильно направлять познавательную деятельность учащегося, сориентировать его в информационном пространстве и вовремя предоставить необходимую методическую помощь. Преподаватель должен не только сформировать учебную задачу, провести ее моделирование и наметить возможные пути решения, но и преподнести условия учащимся так, чтобы пробудить интерес к исследованию и создать ситуацию успешности.
Повышение активности и самостоятельности учащегося в процессе обучения является одним из основных принципов активного обучения. Другой принцип заключается в том, что невозможно заставить получать знания, можно только мотивировать на их получение.
Наиболее активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых учащиеся должны:
- самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- задавать вопросы своим товарищам и учителям;
- рецензировать ответы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
-находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
-проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;
- решать познавательные задачи.
Таким образом, реализация активного обучения наиболее эффективна при использовании исследовательских и проблемных методов изложения материала. Учитель формирует задачу, очерчивает пути ее решения и назначает сроки представления результатов. Учащийся, используя доступные информационные источники и консультации преподавателя, добивается требуемых результатов. Данный подход способствует развитию мышления и позволяет выработать навыки управлять информационными потоками и извлекать необходимую для принятия решений информацию.
Работа учащихся становиться интереснее и эффективнее за счет применения в учебном процессе наряду с традиционными формами и методами обучения разнообразных технических и программных средств (интерактивных досок, специального программного обеспечения, виртуальных лабораторий, информационных сред и др.). Такой подход позволяет учащимся более эффективно получать и обрабатывать информацию, способствует формированию правильного мировоззрения и расширяет возможности восприятия действительной картины мира.
Для активизации деятельности учащихся хорошо зарекомендовали себя следующие методы:
«Мозговая атака» - преимущества его в том, что он дает возможность:
-за короткий период собрать максимальное количество разных мыслей;
- помогает заставить работать пассивных учащихся, которые стесняются брать участие в дискуссиях;
- активизирует представление и творческие возможности, отучает от стереотипных представлений и стандартных схем.
«Аквариум» - своеобразная форма диалога, когда ребята предлагают объединить проблему перед лицом общественности. Этот метод дает возможность увидеть сверстников со стороны, как они аргументируют свою мысль.
«Ледокольчики» - небольшие задания, ломающие лед отчуждения и сближающие учащихся. При пассивности учащихся способствует их активизации.
«Метод дебатов» - один из интерактивных методов деятельности, где столкнулись несколько разных позиций. Этот метод может помочь выяснить отношение учащихся к конкретным проблемам, дает возможность предусмотреть реальную перспективу.
«Метод проекта» - это метод объединения теории и практики, где не только выдвигают смысловые задания, но и практически их выполняют; стимулирует учащихся проводить исследовательскую работу
Значительно активизируют познавательную деятельность учащихся групповые методы работы. Чаще всего выбирается работа в парах, т.е. группа – это двое учащихся, сидящих за одним столом. Реже в группы объединяют 3 – 4 человека, сидящих за двумя столами. При этом главное – управление работой группы. Бывает так, что в процессе работы в паре один ученик быстрее справляется с заданием, а другой отстает. При этом первый вынужден задерживаться, а другой нервничает и из –за этого попадает в стрессовую ситуацию. При этом помогает смена состава пар. Такая смена иногда возникает естественно. Между собой объединяются учащиеся, которые работают в одном темпе. Важно руководствоваться следующими принципами:
- подбор состава групп: чтобы при парной работе ученики легко общались друг с другом, а их взаимодействие было ориентировано на взаимопомощь;
- обеспечение групп четкими конкретными заданиями. Эти задания представляют собой специально подготовленный дидактический материал;
- при разработке заданий учитель продумывает характер деятельности каждого партнера в группе;
- планируется время (ориентировочное) групповой работы и продумываются запасные варианты методических решений на случай, если будут отклонения от запланированного времени;
- разрабатывается порядок работы: ученикам дается план действий, определяющий объем и последовательность их работы в классе. Перемещение учащихся тщательно организуется и продумывается, разрабатывается система контроля и учета знаний
Нестандартный урок – это импровизированное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру. Особенностью таких уроков является такое их содержание и форма, которые б пробуждали интерес у учащихся, способствовали их оптимальному развитию и воспитанию. Основным заданием для меня является вовлечение учащихся в активную и самостоятельную деятельность. Для организации коллективной познавательной деятельности использую нестандартные уроки: урок – семинар, урок – путешествие, урок – диспут, урок – игра и др.
Такие уроки повышают заинтересованность учащихся предметом, развивают творчество, расширяют кругозор, учат работать с разными источниками знаний.
Наиболее популярными нестандартными уроками есть уроки с элементами игры: решение кроссворда, разгадывание ребуса, продолжение логической цепочки, «кто лишний?», отгадывание загадок и др. В игре все участники постоянно взаимодействуют, общая между собой, развивая коммуникативную компетентность. Игровые моменты помогают учащимся лучше понять, усвоить материал. Такая работа не кажется нудной и утомительной.
Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. При необходимости напоминаю им слова Л.Н.Толстого : «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…»Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую такие приемы и методы в своей работе, как эвристическая беседа, проблемные ситуации, задаю вопросы, содержащие проблему, которую в ходе урока решаем вместе.
Личность человека формируется особенно активно в период школьной жизни. В это время вырабатывается мировоззрение, складываются убеждения, идет развитие способностей и интеллектуальной деятельности. Как и любое творческое исследование мира, химия таит в себе эстетическое начало, которое раскрывается в содержание самого предмета.
В моей методической копилке есть немало прекрасных стихотворений, отрывков художественных произведений, позволяющих сделать урок эмоционально окрашенным. В стихотворной форме можно преподнести некоторые понятия, правила техники безопасности, характеристику элементу, веществу. Эмоциональное отношение, к какому-то вопросу науки, созданное учителем, помогает школьнику видеть ранее недоступное, создает хорошее настроение.
На уроках всегда обращаюсь к жизненному опыту учащихся. Осуществляю межпредметные связи. Выполняя задания, которые их содержат, учащиеся реализуют свои знания по другим дисциплинам для более глубокого проникновения в сущность химических, биологических и физических явлений, сформировать целостное представление об окружающем мире. Межпредметные связи с биологией, физикой, географией, историей, литературой реализованы в каждом задании, доказывают единство явлений в природе, необходимость их познания.
При реализации активных методов обучения неотъемлемым компонентом является дифференцированный подход, направленный на то, чтобы в наибольшей степени обеспечить индивидуализацию обучения, создать оптимальные условия для развития интересов и способностей каждого учащегося. Повышенный уровень подготовки предусматривает не только более глубокое усвоение знаний, расширения их объема, но и воспитание творческой личности, формирование большего количества умений, в том числе умения использовать знания на практике в нестандартных ситуациях, формированию познавательной и социальной компетентности. Мною разработаны и используются на практике разноуровневые задания для тематического оценивания,которые предусматривают свободный выбор уровня сложности.
Новые информационные технологии также внедряю в деятельность на уроке и во внеурочное время. Правильное использование компьютерных технологий позволяет организовать и интенсифицировать деятельность учителя и учащегося, повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических объектов; выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых явлений. компьютерные модели помогают учащимся выйти из затруднительного положения – понять реакцию, которую сложно представить. Компьютер не только создает модель явления, но также позоляет изменить условия протекания процесса, просмотреть с оптимальной для усвоения скоростью.
Возможности использования компьютера позволяют:
- отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием;
- остановить кадр и попросить ученика, проделов мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса;
- продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так.
Помимо уроков усвоения новых знаний, использование компьютера эффективно при закреплении материала. Во внеурочной деятельности ученики также используют готовую мультимедийную продукцию, а некоторые создают свои презентации. Такая работа активизирует деятельность учащихся, познавательный интерес, творческую активность.
Внеклассная деятельность. Подготовить интересное мероприятие процесс трудоемкий, но несмотря на это, в рамках предметной недели, обязательно провожу игру, аналогичную телевизионным версиям: «Счастливый случай», «Брейн – ринг», «КВН» и др. В игру вовлекаются все участники – и команды, и болельщики, и гости. Ребятам полюбились конкурсы: «веселый лаборант», «песенная переделка» и др. Для проведения игр используем популярную музыку, ребятам нравится составлять новые тексты песен на химическую тематику.
Проведение предметных олимпиад требует больших затрат времени , усиленных занятий с одаренными детьми. В моей методической копилке собирается и обрабатывается материал с каждой городской и областной олимпиад. В этом году я стала участником постоянно-действующего семинара «Методика решения олимпиадных задач» г.Донецк. Мои ученики неоднократно занимали призовые места на городской олимпиаде и приглашались для участия в областном туре. Мои ученики – моя гордость!
Я стараюсь рассмотреть в каждом из своих учеников его достоинства. Верю, что каждый ребенок талантлив.
В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. В результате класс превращается в коллектив личностей. Красноречивому и артистичному – предлагаю подготовить доклад.. Интересны пресс-конференции, когда слушатели по окончании выступления задают докладчику вопросы, которые их заинтересовали, но на которые они не получили исчерпывающего ответа.
Тому, кто неплохо сочиняет,- предлагаю составить загадки по изучаемой теме. Подобрать рифму к названиям некоторых веществ по химии бывает очень непросто. Прежде чем создать рифмованные строки, нужно неоднократно обратиться к книге – источнику знаний и еще раз проработать изученный материал. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Я стараюсь им в этом помочь.
Тем, кто любит и умеет хорошо рисовать, предлагаю выполнить рисунки с химическим содержанием.
Усидчивым предлагаю составить кроссворд с каким – либо ключевым словом, общей буквой, общим окончанием. Детские кроссворды я редактирую, набираю на компьютере, делаю несколько копий и затем использую в своей работе как разноуровневый дидактический материал.
Таким образом, процесс обучения – не автоматическое вкладывание учебного материала в голову ученика. Он требует напряженной мыслительной деятельности ребенка и его личного активного участия в этом процессе: объяснения и демонстрации сами по себе никому не дадут настоящих, стойких знаний. Этого можно достичь только при помощи активного обучения.
Подводя итог, хочется отметить, что ожидаемые результаты (повышение познавательного интереса, качества знаний) оправдываются ежегодными высокими достижениями учащихся.
Использованные источники информации:
1. Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. 2000. № 7. С.18.
2. Бордовская Н.В. , Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011. 269 с.
3. Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания //Химия в школе. 2002. №7. С.25.
4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 72 с.
5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982. 160 с. |