Вопросы: 1. Назовите, каким способом представляют сообщение: а) школьный звонок; б) таблички с номерами кабинетов в школе; в) разметка пешеходного перехода на улице; г) дежурная на железнодорожном вокзале; д) милиционер-регулировщик.
2. Распределите сообщения по способу их восприятия (результат представьте в виде таблицы): а) сладкая конфета; б) мягкая игрушка; в) громкая музыка; г) голубое небо; д) твердый орех; е) теплый песок; ж) пахучее сено.
3. Назовите причины, по которым каждое из следующих сообщений несет для вас шум: а) счет матча 2 : 0; б) следствием постулатов СТО являются преобразования Лоренца; в) 2 + 3 = 6.
Виды сообщений Примеры сообщений Текстовые --------- Числовые Таблички с номерами кабинетов в школе Графические Разметка пешеходного перехода на улице Звуковые Школьный звонок Условные сигналы Дежурная на железнодорожном вокзале Специальные обозначения --------- Комбинированные Милиционер-регулировщик
3. Причины, по которым каждое из следующих сообщений несет шум: а) Счет матча 2 : 0 – содержит уже известные факты, сведения; б) Следствием постулатов СТО являются преобразования Лоренца – имеет содержание, которое человек не может понять; в) 2 + 3 = 6 – содержит неправильные факты, сведения, утверждения.
Информация. Информационные процессы и системы. Проверьте себя Вопросы: 1. Что такое сообщение? Приведите примеры. 2. Приведите примеры представления одного и того же сообщения разными способами. 3. Поясните, что такое информация. 4. Приведите примеры сообщений, которые для одних людей несут информацию, а для других – шум. 5. Какие процессы называются информационными? Приведите примеры. 6. Поясните, что такое сообщения с информационной избыточностью. Приведите примеры.
Ответы: 1. Сообщение – это последовательность сигналов разной природы: звуков, символов, изображений, жестов и др. Примеры сообщений: Диктор телевидения сообщил результаты очередного тура чемпионата Украины по баскетболу. Большой рекламный щит сообщает о начале работы книжной ярмарки. Светофор со специальным звуковым сигналом сообщает людям с нарушением зрения о том, что можно переходить улицу.
2. Отметим, что одно и то же сообщение можно представить разными способами. Например, сообщение о времени и номере пути отправления поезда «Киев – Запорожье» может быть объявлено диктором, записано в расписании движения поездов, подано на световом табло, на мультимедийном экране.
3. Если пояснить, что такое информация, то можно перечислить множество различных определений: Информация – это новости, новые факты, новые знания. Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, которые повышают уровень осведомлённости человека. Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, которые уменьшают уровень неопределённости при принятии определенных решений. В Законе Украины «Об информации» говорит, что информация – это документируемые или публично представленные сведения о событиях и явлениях, которые происходят в обществе, государстве и окружающей естественной среде. 4. Решить, несёт сообщение информацию или шум, невозможно без учёта, какой конкретно человек его воспринимает. Если два человека одновременно принимают одно и то же сообщение, то для одного оно может нести информацию, а для другого – шум. Например, фраза, сказанная на украинском языке, несёт для украинцев определённую информацию, а для иностранцев – шум, так как они не знают украинский язык.
5. Информационные процессы – это процессы сбора, хранения, передачи, обработки и защиты сообщений. Например: Поиск и отбор необходимых сообщений из разных источников; содержание сообщений в неизменённом виде на материальном носителе; перемещение сообщений от источника к приёмнику; получение новых сообщений из имеющихся; создание условий, которые не допускают потери, повреждения, несанкционированного доступа или изменения сообщений.
6. Сообщения с информационной избыточностью – это сообщения, которые всегда содержат больше сигналов, чем нужно для понимания сути сообщения. Именно таким является, например, сообщение о прогнозе погоды, в котором вместе с самим прогнозом погоды вам сообщают, что спонсор этой передачи – компания «Весёлое настроение».
Глава 4. Системное программное обеспечение. 1. Сжатие данных….. Сжатие данных используется для того, чтобы данная информация занимала меньше объема на жестком диске. 2. Программы для архивирования файлов - архиваторы: WinRAR WinZip 7-Zip WinAce Power Archiver SFX Zip Wizard Advanced RAR Repair Brutal Force Quick Zip и т.д. 3. Наиболее распространенные форматы архивных файлов: RAR ARJ GZIP BZIP2 TAR CPIO RPM 4. Один из способов запуска архиватора Заходим в меню «Пуск» все программы находим архиватор кликаем правой кнопкой мыши и выбираем отправить рабочий стол создать ярлык. Находим на рабочем столе ярлык архиватора и запускаем его двумя щелчками на левую кнопку мыши. 5. Для создания архива нам нужно запустить архиватор, выбрать нужные файлы и нажать на «Добавить» в верхнем левом углу экрана. 6. Для того, чтобы извлечь файлы из архива, нам нужно кликнуть правой кнопкой мыши на архиве и нажать «Извлечь файлы…», потом выбирать нужный путь и извлечь файлы.
Глава 5. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей.
Вопросы:
1.Что такое компьютерная сеть? Какие возможности она предоставляет? 2.Какое программное обеспечение используют в компьютерных сетях? 3.Какие коммуникационные устройства используют в беспроводных сетях? Каково их значение? 4.Назовите и объясните функции, которые может выполнять сервер в многоранговой сети. 5.На основе каких свойств можно классифицировать компьютерные сети?
Ответы:
1.Компьютерная сеть – это совокупность компьютерных и других устройств с соответствующим программным обеспечением, соединенных каналами передачи данных. Компьютерные сети обеспечивают: - быстрый обмен данными между отдельными компьютерами сети; - совместное использование вычислительных ресурсов, принтеров, модемов, сканеров, устройств внешней памяти и т. п.; - совместное использование компьютерных программ; - возможность удаленного управления компьютерами: установка на них программного обеспечения, ограничение прав доступа к ресурсам, осуществление диагностирования и т. п.; - совместную работу пользователей над определенными проектами, например разработку конструкции самолета или автомобиля, подготовку общего отчета корпорации и т.д.
2.Для организации обмена данными между компьютерами сети используется несколько видов программного обеспечения: - сетевые компоненты операционной системы; - служебные и прикладные программы; - драйверы устройств сети.
3.В сетях используют такие коммуникационные устройства: - сетевые адаптеры или модемы – в кабельных сетях; - устройства инфракрасной связи или адаптеры беспроводных сетей – в беспроводных сетях; - концентратор – пересылает данные, поступившие по одному из каналов связи, в каждый из присоединенных каналов; - коммутатор – направляет данные только по одному каналу, определяя маршрут, по которому нужно пересылать данные. В беспроводных сетях роль коммутатора выполняет точка доступа. - повторитель – усиливает сигналы при пересылке данных на значительные расстояния; - мост – соединяет несколько сетей в одну, пересылает данные из одной сети в другую; - маршрутизатор – определяет маршруты передачи данных и пересылает данные.
4.В многоранговой сети может быть установлен один или несколько серверов. Серверы, в зависимости от основного вида ресурсов и услуг, которые они предоставляют клиентам. Могут выполнять функции: - файловых серверов – предоставляют место на диске (дисковое пространство) для хранения файлов и руководят доступом к ним пользователей других компьютеров; - серверов печати – предоставляют пользователям общий доступ к принтерам сети, руководят очередностью выполнения заданий от разных пользователей; - серверов удаленного доступа – обеспечивают связь компьютеров сети с другими сетями; - контроллеров домена – руководят распределением прав доступа пользователей к аппаратным и информационным ресурсам сети и т.д.
5.Компьютерные сети можно классифицировать на основе разных свойств, а именно: - по значению: научно-исследовательские; вычислительные; образовательные; другие. - по праву доступа к ресурсам: персональные; корпоративные; общего использования. - по виду операционной системы: на основе Windows на основе Unix на основе NetWare другие. - по распределению функций между компьютерами: одноранговые; с выделенным сервером. - по охваченной территории: локальные; региональные; глобальные.
а) установите оконный режим отображения этих окон; б) разместите окна, изменяя их размеры, в два ряда: в верхнем – четыре окнаInternet Explorer, а в нижнем – окно программыPaint в) разместите открытые окна каскадом, а затем сверху вниз, используя контекстное менюПанели задач; г) закройте все окна.
- По праву доступа к ресурсам: а)Персональные б)Корпоративные в)Общего пользования
- По виду операционной системы: а)На основе Windows б)На основе Unix в)На основе NetWare г)Другие
- По распределению функций: а)Одноранговые б)С выделенным сервером
- По охваченной территории: а)Локальные б)Региональные в)Глобальные
По праву доступа к ресурсам:
Персональные сети (сети личного пространства) - сеть Ю, доступ к которой имеет только один человек. Персональные сети объединяют собственные электронные устройства пользователей: ПК, ноутбуки, мобильные телефоны, смартфоны, карманные компьютеры.
Корпоративные сети - сети, ресурсы которой доступны только работникам одной организации, предприятия, учебного заведения. Посторонние лица имеют ограниченый доступ к такой сети.
Сети общего пользования - сети, в которых аппаратные и информационные ресурсы являются общедоступными, хотя права доступа к ресурсам могут отличаться для разных пользователей.
По охваченной территории:
Локальные - соединяют устройства, расположенные на сравнительно небольшом расстоянии дрг от друга, как правило, в пределах одного или нескольких соседних зданий. Например, компьютерная сеть учебного заведения.
Региональные - сети, ресурсы которых размещены на территории некоторого региона. Среди них выделяют городские, областные и национальные.
Глобальные - объединяют компьютерные сети и отдельные компоненты, размещённые в разных частях света. Самой известной глобальной сетью является интернет.
Основные этапы становления и развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ
Вопросы:
1)Назовите выдающихся специалистов, которые в разное время работали над созданием и разработкой вычислительных машин. Блез Паскаль, Вильгельм Шиккард, Леонардо да Винчи, Готфрид Лейбниц, Чарльз Бэббидж, Герман Холлерит, Джон Атанасов, Морис Уилкмос, Нейман, Сергей Лебедев, Екатерина Ющенко.
2)Опишите основные направления развития компьютерной техники. Основное и главное направление, по которому развивается компьютерная техника, - облегчение и повышение работоспособности человека, на данный момент во всех отраслях.
3)Кто принимал участие в разработке отечественной ЭВМ? Когда она была создана? Для каких целей создавалась? Сергей Алексеевич Лебедев 4)Почему портативные компьютеры приобретают в последнее время всё большее распространение?
Портативные компьютеры обеспечивают мобильность пользователя, то есть возможность работать в любом месте без постоянного источника питания.
5)Где используются встроенные компьютеры? Они являются составляющими станков с автоматическим управлением, самолётов, промышленных роботов, автомобилей и т.д.
Задания:
1)Составьте хронологическую таблицу создания вычислительных средств. Абак, счёты, вычислительное устройство Паскаля, арифмометр Лейбница, аналитическая машина Ч.Бэббиджа, табулятор Холлерита, компьютер АВС,Vmark-1, Colossus-1, ENIAK, ЭВМ, компьютер нашего времени.
2)Составьте схему классификации компьютеров по быстродействию. Супер - компютеры и мэйнфреймы, средние компьютеры, персональные компьютеры, портативные компьютеры, встроенные компьютеры.
3)Напишите мини-сочинение на тему « Может ли компьютер полностью заменить человека?» Мне кажется, что компьютер может заменить физический труд человека, облегчить его работу, помочь в выполнении сложных заданий, на данный момент компьютер также отвечает за безопасность и охрану человека, но компьютер не может заменить самого человека, его творчество, душу, искусство. Ведь всю творческую работу может выполнять только сам человек, потому что компьютер не имеет фантазии, чувств. Так мы можем сказать, что компьютер может заменить человеческую работу, его труд, но не более того.
4)Как изменился труд писателя, композитора, дизайнера с появлением компьютера? Как мы уже сказали, компьютеры заменяют человека в не очень удобной для него работе, например писателю теперь не приходится печатать тексты своих произведений на печатной машинке, композитор может сохранять свои мелодии как и дизайнер свои эскизы в памяти компьютера, с появлением компьютеров.
Пункт 4.1. Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Вопросы: 1)Чем характерны вредоносные компьютерные программы? О: Автоматическое выполнение деструктивных действий, которые вносят дезорганизацию в работу компьютера. 2)Как разделяют вредоносные компьютерные программы по уровню безопасности действий? О: По уровню опасности действий вредоносные программы распределяют на: -Безопасные -Опасные -Очень опасные 3)Опишите классификацию вредоносных программ по принципам распространения и функционирования. О: По принципам распространения и функционирования вредоносные программы распределяют на -компьютерные вирусы -файловые вирусы и макровирусы -черви компьютерных сетей (сетевые черви) -троянские программы 4)Что такое антивирусные программы? Назовите известные вам антивирусные программы. О: Антивирусные программы – это специальное программное обеспечение для защиты данных и устройств компьютера от вредоносных программ . Известные антивирусные программы – Антивирус Касперского, NOD32, Avast, Dr.Web. 5)Что нужно делать для профилактики заражения вредоносными компьютерными программами? О: С целью предотвращения заражения компьютера вредоносными программами и сохранности данных придерживайтесь таких требований: -используйте лицензионное программное обеспечение -установите антивирусную программу-монитор -регулярно полностью проверяйте компьютер на наличие вирусов, используя одну из антивирусных программ -постоянно обновляйте антивирусные базы -регулярно проводите резервное копирование наиболее ценных данных -не открывайте файлы, вложенные в письма электронной почты, если они пришли от неизвестного корреспондента
Задания: 1)Укажите, какие деструктивные действия не могут выполнять вредоносные компьютерные программы: уничтожать файлы; уничтожать микросхемы оперативной памяти; пересылать данные на другой компьютер; изменять логическую структуру жестокого магнитного диска; воспроизводить звуковые и видеоэффекты. О: Уничтожать микросхемы оперативной памяти; 2)Запишите алгоритм проверки компьютера на наличие вредоносных программ. О: 1. Выбор области сканирования Выберите то, что Вы хотите сканировать. У Вас есть три варианта: жесткие диски, сменные носители (дискеты, компакт-диски и т.п.) или выбранные пользователем папки. 2. Выбор способа и начало сканирования Выберите способ сканирования (экспресс, обычный или полный) и укажите, хотите ли Вы сканировать содержимое архивных файлов (типа ZIP). Начните тест, нажав кнопку "Запустить". 3. Отчет о сканировании По окончании работы, Антивирус! выдаст отчет о сканировании. При обнаружении вируса, Вам будут предложены варианты его нейтрализации. 4. Используйте резидентскую защиту Так же, как в реальной жизни, лучшая защита против вирусов - предохранение. Защититесь сейчас! Резидентной защитой можно управлять, нажимая значок с символом вашего Антивируса!. 5. Настройте программу по вашим потребностям! Используя контекстное меню, Вы можете настроить программу.
3)Сравните возможности двух антивирусных программ (Avast и Dr.Web).В чём преимущества и недрстатки каждой из них? О: Dr.Web – специализируется по работам с троянскими программами. Avast –специализируется на обработки и сканирование файлов операционной системы. Недостатки этих двух Антивирусных программ в том, что они не могут выполнять работу по всем видам вирусов.
Примечание: Выполнено 3 задания, потому что другие задания только для работы с компьютером с наличием учителя! Но надеюсь на общую оценку это не повлияет!
Глава 5. Компьютерные сети. 5.1. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей. Вопросы: 1.Что такое компьютерная сеть? Какие возможности она представляет? Компьютерная сеть – это совокупность компьютеров и других устройств с соответствующим программным обеспечением, соединённых каналами передачи данных. Возможности компьютерной сети: - быстрый обмен данными между отдельными компьютерами сети; - совместное использование вычислительных ресурсов, принтеров, модемов, сканеров, устройств внешней памяти и т.п. - совместное использование компьютерных программ; - возможность удалённого управления компьютерами: установка на них программного обеспечения, ограничение прав доступа к ресурсам, осуществление диагностирования и т.п.; - совместную работу пользователей над определёнными проектами, например разработку конструкции самолёта или автомобиля, подготовку общего отчета корпорации и т.д. 2. Какую сеть называют одноранговой? Одноранговая – это сеть, в которой все компьютеры имеют равные права; каждый может предоставлять собственные ресурсы и использовать ресурсы других. 3. Какие среды передачи данных используют в компьютерных сетях? Если среда передачи данных – кабели, то сеть является кабельной (проводной), в противном случае – беспроводной. Примеры кабелей: коаксиальный, витая пара, оптоволоконный. Примеры беспроводных сетей: IrDa, Bluetooth, Wi-Fi, WiMax. 4. Опишите назначение сетевых протоколов ТСР и IP. Правила разбивки данных на пакеты, их доставки к адресату и объединения пакетов в единое целое определяет протокол ТСР. Пересылка пакетов между компьютерами, которые могут иметь разную архитектуру, используют разные операционные системы и относятся к разным сетям, осуществляется на основе протокола IP. 5. Назовите виды компьютерных сетей по охваченной территории. - Локальные. (Соединяют устройства, расположенные на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга) - Региональные. (Ресурсы которых размещены на территории некоторого региона. Среди них выделяют городские, областные, национальные сети.) - Глобальные. (Объединяют компьютерные сети и отдельные компьютеры, размещённые в разных частях света.)
1)Что называют рабочей группой в сети??? Рабочая группа - это группа компьютеров локальной сети, пользователи которых выполняют похожие задания и осуществляют регулярный обмен данными.
2)Что называют доменом??? Домен – это группа компьютеров, централизовано обслуживаемых общим сервером – контролером домена, который руководит распределением прав доступа пользователей к ресурсам сети. 3)Что такое учётная запись пользователя??? Учётная запись пользователя - это набор данных, в которых описаны настройки операционной системы, права и разрешения пользователя на доступ к ресурсам компьютера и сети.
4)Какие типы учетных записей определены в одноранговых сетях???
1) учетная запись администратора компьютер 2) учетная запись пользователя с ограниченными правами 3) учетная запись гостя
5)Как перейти к сеансу пользователя с другой учетной записи??? Войти в систему с настройками другой учетной записи можно, не выключая компьютер. Для этого следует выполнить Пуск=>Завершение сеанса=>Смена ползователя
Выполнить задания 1)Определите имя своего компьютера и в какую рабочую группу он входит??? Мой ПК имеет имя YAS и входит в рабочую группу WORKGROUP 2)сколько учётных записей зарегистрировано на вашем ПК??? На моём ПК зарегистрировано 2 учетных записи.YAS с правами admina и ГОСТЬ с ограниченными правами. 3)Войдите в систему с учетной записью администратора компьютера. Создайте папку и откройте к ней общий доступ. Сравните внешний вид значка с видом значков других папок. После применения настроек под значком папки появилось изображение ладони. 4)Открыть Сетевое окружение. В списке Сетевые задачи выберите команду отобразить компьютеры рабочей группы. Сколько компьютеров входят в ту же рабочую группу??? Как называется ваша рабочая группа??? Мой ПК входит в рабочую группу WORKGROUP. Также в неё входят ещё 3 компьютера.
Глава 3 3.5. Работа со справкой. Поиск данных во внешней памяти компьютера и сети Вопросы 1. Как запустить программу Справка и поддержка? Открытие окна Справка и поддержка можно осуществить: - нажатием клавиши F1, когда все окна свёрнуты или закрыты; - выполнением Пуск => Справка и поддержка. 2. Для чего предназначены списки Избранное и Журнал в программе Справка и поддержка? Избранное - переход к списку страниц, занесённых в избранное (список страниц, которые пользователь выбрал для себя как наиболее важные). Журнал - переход к списку страниц, просмотренных во время текущего сеанса работы с программой Справка и поддержка. 3. Как открыть диалоговое окно поиск, используя меню Пуск? Выполнение Пуск => Поиск открывает окно поиска. 4. Как в программе Проводник перейти к режиму поиска? В окне проводника Вид => Панели обозревателя => Поиск или при выборе кнопки Поиск на панели инструментов. 5. Поиск каких объектов можно выполнить средствами ОС Windows? - Изображения, музыку или видео; - Документы (текстовые файлы, электронные таблицы и т.д.) - Файлы и папки; - Компьютеры или людей. Задания 1. Найдите, используя программу Справка и поддержка, сведения о специальных возможностях Windows XP. Мастер специальных возможностей помогает выполнить процесс настройки компьютера в соответствии с индивидуальными особенностями пользователя. Режимы специальных возможностей (такие, как залипание клавиш, субтитры и управление указателем с клавиатуры) помогают пользователям с физическими недостатками полноценно работать с компьютером. Некоторые из этих средств, например управление указателем с клавиатуры, могут заинтересовать и более широкий круг пользователей. После того, как специальные возможности были настроены, доступ к ним осуществляется с помощью панели управления и меню Специальные возможности. 2. Составьте алгоритм для получения справки с использованием ключевых слов. - Пуск => Справка и поддержка; - клавиша F1; 3. Найдите все видеофайлы, размещённые в папке Мои документы. Поиск не дал результатов. Видеофайлы все хранятся здесь: D:\фильмы 4. Выполните, используя программу Справка и поддержка, поиск данных о настройке меню Пуск. Чтобы изменить стиль меню «Пуск» Щелкните правой кнопкой мыши кнопку Пуск и выберите команду Свойства. На вкладке Меню «Пуск» выберите один из следующих параметров: Чтобы выбрать стиль стандартного меню Пуск, установите флажок Меню «Пуск». Чтобы выбрать меню в стиле предыдущих версий Windows, установите флажок Классическое меню «Пуск». При следующем нажатии кнопки Пуск главное меню отображается в выбранном стиле. Примечание Для дополнительной настройки выбранного стиля меню Пуск нажмите кнопку Настроить. Дополнительная настройка включает выбор объектов, отображаемых в меню Пуск, настройку подменю, открываемых при задержке над элементом указателя мыши, и очистку списка недавно использовавшихся программ, документов и веб-узлов.
Работа заслуживает особого внимания. Четко просматривается углубленное знание информационных технологий (размещение графических файлов). Ответы четкие. Зачетная работа принята.
Глава 3. Системное программное обеспечение 3.6. Установка и удаление программ. Работа с дисками. Контрольные точки восстановления операционной системы
Вопросы
1) В: Как называется процесс установки программ на компьютер? О: Этот процесс называется инсталляцией. 2) В: Какая программа в операционной системе Windows даёт возможность правильно установить или удалить программу? О: Она называется «Установка и удаление программ». 3) В: В чем заключается процесс инсталляции программ? О: Этот процесс заключается в согласовании программы с операционной системой и размещении ее составляющих в определенном месте внешней памяти компьютера. 4) В: Как называется процесс корректного удаления программ? О: Этот процесс называется деинсталляцией 5) В: Что такое дорожка диска? О: Это концентрическая окружность, которая разделена на отдельные участки – сектора.
Задания
1) В: Размер одного кластера диска 1024 байт. На диск записали файлы размером 2750 байт и 234 Кбайт. Сколько кластеров займут эти файлы? О: 1 Кбайт = 1024байта, значит 324 Кбайт = 331776 байт. 1 кластер = 1024 байт, значит, всего кластеров будет занято: (331776 + 2750)/1024 = 327 кластеров 2) В: Проведите анализ состояния фрагментации диска вашего домашнего компьютера. Определите: А) ёмкость этого диска Б) ёмкость и процент свободного места на диске В) размер кластера на диске Г) Кол-во файлов, разбитых на фрагменты, какой процент от общего кол-ва файлов на диске это составляет Д) сколько папок на диске; сколько из них разбиты на фрагменты О: а) 48.83 Гб б) 9.23 Гб (18%) в) 4 Кб г)2870 (4%) д)1900 папок, 480 фрагментировано 3) В: Проведите дефрагментацию одного из дисков вашего компьютера. Сколько по времени длилась дефрагментация? О: Она длилась 2 часа 27 минут 4) В: Определите, сколько контрольных точек восстановления системы создано за последние два месяца О: За последние 2 месяца было создано 4 точки восстановления
Задания 1. Назовите носители сообщений, которые человечество использовало с древних времён до наших дней. Упорядочьте их в хронологической последовательности.
Первым носителем информации и сообщений была человеческая память. Позже, с развитием человека, появляются другие способы хранения информации: 1. глиняные дощечки, папирусы, береста, картины (этап ручных технологий); 2. книги, газеты, фотопластины, журналы (этап механических технологий); 3. пластинки, киноплёнка, магнитная лента (этап электрических технологий); 4. магнитные и оптические диски, электронные микросхемы.
2. Назовите средства передачи сообщений, которые человечество использовало с древних времён до наших дней. Упорядочьте их в хронологической последовательности.
Основной способ передачи сообщений в древности – устная речь. 1. Сигнальные костры, барабанный бой, голубиная почта, первые почтовые службы для передачи писем и документов; 2. Почтовые службы; 3. Телефон, телеграф, радио; 4. Телевидение, компьютерные сети, мобильная связь.
3. Найдите сообщения об информационных революциях. Кратко охарактеризуйте их значение для человечества.
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций. Информационная революция — преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).
4. Эта древняя задача впервые встречается в математических рукописях VIII в.: Лодочнику нужно перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. В лодке, кроме лодочника, помещается либо только волк, либо только коза, либо – капуста. На берегу нельзя оставлять козу с волком или козу с капустой. Составьте алгоритм перевозки.
Алгоритм – это конечная последовательность команд (указаний), которая определяет, какие действия и в каком порядке следует выполнять, чтобы достичь поставленной цели. Алгоритм решения: 1. Сначала следует перевезти козу, т. к. её нельзя оставлять на берегу с волком или с капустой; 2. Переправить сначала волка, а потом капусту (можно наоборот).
Вопросы 1. Какие технологии называются информационно-коммуникационными? Приведите примеры их использования.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – информационные технологии, в которых широко используются компьютеры, компьютерные сети и другие средства связи. ИКТ применяют в науке, промышленности, торговле, банковской системе, образовании, медицине, связи и др. В науке ИКТ используются для проведения «компьютерных экспериментов», так как при проведении таких опытов в реальных условиях нужны большие затраты: материальные, технические, затраты большого количества энергии. В производстве с помощью ИКТ происходит моделирование и конструирование изделий. В деловой сфере компьютер используют для хранения информации, данных.
2. Назовите этапы развития информационных технологий. 1. Этап ручных технологий (от древних времён до сер.XV в.); 2. Этап механических технологий (от сер.XV в. до середины XIX в.); 3. Этап электрических технологий (от середины XIX в. до 40-х годов XX в.; 4. Этап электронных технологий (от 40-х годов XX в. до наших дней).
3. Что такое информатика как наука и как отрасль деятельности человека? Информатика – это наука об информации и автоматизации информационных процессов. Информатика – отрасль деятельности человека, которая связана с реализацией информационных процессов с использованием средств вычислительной техники. Информатика как отрасль деятельности человека – это производство и ремонт вычислительной техники, создание программного обеспечения и современных средств коммуникации.
4. Опишите классификацию информационных систем по уровню автоматизации. 1. Ручные (все процессы регулируются человеком без использования технических средств); 2. Автоматизированные – в реализации информационных процессов принимают участие как человек, так и технические средства(самый распространённый вид инф. систем в наше время); 3. Автоматические (информационные процессы реализируются без участия человека, человек принимает участие в подготовке к работе и в анализе полученных результатов.)
5. Кратко охарактеризуйте основное назначение каждого из видов информационных систем по уровню анализа данных. Три вида информационных систем по уровню анализа данных: 1. Системы обработки данных: осуществляют упорядочение, преобразование, поиск данных, но не осуществляют их анализ. Имеют базу данных; 2. Системы управления: анализ полученных данных, их оценка, сравнение; могут осуществлять контроль производства, следить за ходом выполнения проектов. 3. Системы поддержки принятия решений: выполняют анализ и прогнозирование на основе полученных данных, прогнозируют деятельность, обосновывают и представляют варианты возможных решений.
Предлагаю демонстрационный фрагмент зачетной работы на основе ответов Романовой Саши (ответы можете не делать "скрытыми")
Глава 1. Информация. Информационные процессы и системы. 1.2 Информационные технологии и информационные системы. Информатика. 1. Какие технологии называются информационно-коммуникационными? Приведите примеры их использования.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – информационные технологии, в которых широко используются компьютеры, компьютерные сети и другие средства связи. ИКТ применяют в науке, промышленности, торговле, банковской системе, образовании, медицине, связи и др. В науке ИКТ используются для проведения «компьютерных экспериментов», так как при проведении таких опытов в реальных условиях нужны большие затраты: материальные, технические, затраты большого количества энергии. В производстве с помощью ИКТ происходит моделирование и конструирование изделий. В деловой сфере компьютер используют для хранения информации, данных.
2.Назовите этапы развития информационных технологий.
1. Этап ручных технологий (от древних времён до сер.XV в.); 2. Этап механических технологий (от сер.XV в. до середины XIX в.); 3. Этап электрических технологий (от середины XIX в. до 40-х годов XX в.; 4. Этап электронных технологий (от 40-х годов XX в. до наших дней).