Робота презентована на електронній
Всеукраїнській науково-практичній конференції «Наступність між початковою та основною ланкою навчання» м. Донецьк, Україна Автор: Руднева Анжела Едуардівна
Психологический аспект перехода из начальной школы в среднюю состоит в том, что дети не вполне понимают требования и не всегда готовы принять тот объём информации, который учитель считает необходимым для получения достаточного и продвинутого уровня знаний. Чтобы переход из начальной школы в среднее звено прошел гладко без «зазубренок» и негативных результатов необходимо, прежде всего, желание ученика и терпение преподавателя. Что должно быть характерно для творческой работы учителя? Прежде всего, это вера в каждого ребенка, в его ум и возможности, это интенсивные методы обучения, высокий темп урока и интересное построение уроков, требовательное и доброе отношение к каждому ученику, дифференциация и индивидуализация обучения, воспитание самостоятельности, требовательности, аккуратности, старания во время выполнения упражнений, развитие эстетических вкусов.
Процесс обучения – не автоматическое вложение учебного материала в голову ученика, а его умственная работа и собственное активное участие в этом процессе. Благодаря интерактивным технологиям усвоение материала есть следствие общения между теми, кто учит и кто учится, то есть между теми, кто имеет конкретные знания и опыт, и теми, кто их получает. Интерактивное обучение – это специфическая форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную цель – создать комфортные условия обучения, благодаря которым, каждый ученик чувствует свой успех, интеллектуальную возможность. Основными плюсами интерактивных технологий обучения будут: получение запланированных результатов, активизация работы каждого учащегося (от деятельности каждого ученика зависит качество выполнения задания, поставленного перед всем классом, группой), стимулирование процесса обучения.
В результате организации учебной деятельности в условиях интерактивного обучения в классе создаётся атмосфера взаимодействия, взаимосотрудничества, что даёт возможность учителю стать настоящим лидером детского коллектива. А в условиях перехода это наилучшая возможность получить запланированный результат. При переходе из начальной в основную школу преподаватели выделяют несколько проблем. Пути решения которых ищут преподаватели Украины, России и других стран. Игнашева Т. Б., зам. директора по учебно-воспитательной работе начальных классов школы № 463, г. Москвы, формулирует проблему: снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной части учащихся (20%), вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Целью решения проблемы ставит: добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счет введения активных методов обучения в начальной школе и использования различных педагогических технологий в средней школе, за счет расширения образовательного пространства и систематического взаимопосещения уроков в начальной школе и в 5-х классах средней школы учителями 3-х, 4-х классов и учителями-предметниками 5-х классов. Демиховский В. С., директор Горютинской средней школы отмечает, что анализ причин снижения успеваемости показывает, что находятся они не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель – ученик. Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников. Школьник привык не только к оценки своих действий одним учителем, но и к критериям этой оценки. Более того, и класс оценивал его также в аналогичном качестве. И вдруг «оценивающие» меняются. Они еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему подчас суровые (или просто другие) оценки. Автор в своей работе вносит предложения вести уроки в начальной школе нескольким учителям, чтобы ученики привыкали к большому количеству преподавателей.
Анализируя свою работу и опыт, могу согласиться с русскими коллегами. Но хочется еще внести несколько своих наблюдений. Для успешной адаптации детей в 5 классе рекомендую тесное сотрудничество учителей-предметников с учителем 4 класса. А заключается оно в том, что учителя, которые будут работать в 5 классе, посещают уроки своего предмета у детей в 4 классе. Идет постепенное знакомство с ученическим коллективом, своевременно обговариваются общие требования с учителем-классоводом в оформлениях работ, оценивании, методах ведения урока. Чтобы в дальнейшем у школьников не было кардинальных изменений во всех этих вопросах. Чтобы заинтересовать ребенка и развивать его способности, можно начиная с 1 класса вести кружок занятий на компьютере. Сначала дети с удовольствием рисуют и осваивают программу Paint. Затем работают в программе Word.
Главная задача, которая стоит перед учителем при привлечении к работе на компьютере учащихся 5 классов, состоит в том, чтобы объяснить детям, что на компьютере можно не только играть, но и работать. Играть любят все. Но необходимо различать те игры, которые «полезны» и которые «убивают время». Нужно приучить ребенка правильно использовать технику, выполнять требования ТБ, соблюдать временные нормы при работе на компьютере. С развитием прогресса, компьютерных технологий, человек получил удивительную возможность – облегчить и усовершенствовать свой труд. Но в тоже время, с увеличением мощности, возможности компьютера и разнообразием качественных, приближенных к реальности компьютерных игр, мы столкнулись с проблемой КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. Дети, которые любят играть в эти игры, «зависают» на 8-10 часов перед компьютером и переходят из жизни в реальном мире в виртуальный. Не допустить это – главная задача перед педагогом, который хочет помочь ребенку развить его творческие способности с использованием компьютерных технологий. Для развития способностей учеников 5 класса мы выбираем программы Word, Paint, Excel, PowerPoint. Работаем с дисками.
Для повторения в начале учебного года на уроках математики можно использовать диск с примерами на сложение, вычитание, умножение и деление. Где ученик сразу видит правильность выполнения задания. Можно давать детям задания логического характера: продолжи ряд, заполни пустые клетки в квадрате, подбери цвет, найди ошибку. В этом возрасте ребёнок как губка и очень хорошо впитывает и усваивает новые знания и применяет свои навыки при работе на компьютере. Они лучше, чем мы, взрослые, усваивают и переваривают все новшества, которые применяются при использовании ЭВМ в своей работе. Чтобы привить интерес и научить радоваться достижениям своего труда необходимо сначала начинать работу на компьютере с рисунков (программа Paint). Это так захватывает ребят, что иногда кажется, что это не их работа. Присмотритесь внимательнее, чем вам не великие мастера своего дела.
Так же любят дети разгадывать и составлять кроссворды с помощью программы Excel. 1. Родной город. (Дружковка) 2. Любимое лакомство детей. (Мороженое) 3. 45 минут в школе. (Урок) 4. Задание на уроке.(Упражнение) 5. Туда вносят записи, телефоны, адреса. (Блокнот) 6. Чем пишет ученик? (Ручка) Ключевое слово – ДРУЖБА. Анкетирование учащихся 1-А, 3-А, 5-А классов показало, что желающих работать на компьютере более 70%, играющих в 5 классе более 90%. Чем старше дети, тем большее количество детей работает со многими программами.
Заинтересованность ведет к поиску знаний, а поиск дополнительных знаний обязательно приведет к развитию творческих способностей ребёнка. Но весь этот процесс должен проходить под постоянным наблюдением и коррекцией педагога, а так же при конкретной заинтересованности самого ученика и его родителей. |