3адание №1. Решите лингвистические задачи:
1. Какие слова получатся, если вы прочитаете лён, луг, люк, альт наоборот? Запишите эти слова. Какое из них окажется «четвертым лишним»?
Одно слово – 0,5 балла.
Максимум 2 балла.
2. О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца Х1Х – начала ХХ века Роман Федорович Брандт писал: «…они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»?
Ответ на вопрос – 2 балла.
Максимум – 2 балла.
3. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.
Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
1 балл.
Задание №2.
Есть ли родственная связь между словами килограмм и грамматика?
Прокомментируйте свой ответ.
Ответ на вопрос – 1 балл.
Комментарий – 5 баллов.
Максимум 6 баллов.
Задание № 3. Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.
Ответ на вопрос – 0,5 балла.
Максимум – 4 балла.
Задание № 4. К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?
1) Мать грустно смотрела на детей.
2) Ожидание было грустно.
3) Мне грустно.
Ответ на вопрос – 1 балл.
Максимум – 3 балла.
Задание № 5.
Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?
Так спросил у озорного
Кота Васи я
– Что же значит это слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?
Ответ на вопрос об использованном приеме – 1 балл.
Выявление языкового средства и его определение – 3 балла.
Максимум – 4 балла.
Задание № 6.
Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, кочерга, блюдце, эполеты, боярин, килограмм. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения. Количество баллов.
Форма образована верно – 0,5 балла (итого 4 балла).
Максимум – 4 балла.
Задание № 7.
Какую синтаксическую роль в предложении выполняют выделенные слова?
А) Он дал мне письмо с просьбой опустить его в почтовый ящик.
Б) Ветви елей тянулись к моему лицу.
В) Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.
Г) Я жду не дождусь окончания работы.
Правильный ответ – 1балл.
Максимум – 5 баллов.
Задание № 8.
Сокол – хищная птица, отличается острым зрением и быстротой полета, особенно при преследовании добычи. Существует выражение: «гол как сокол». Какая тут связь?
Правильный ответ – 3 балла.
Задание № 9.
Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь приставок? Свой ответ обоснуйте, указав морфемный состав слов.
Взобраться, вскочить, вспомнить, самообслуживание, понавыдумывать.
Морфемный состав слова – 1 балл.
Максимум 5 баллов.
Задание № 10.
Отредактируйте предложенные предложения, запишите исправленный вариант:
А) Мать любила и гордилась своим сыном.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.
Правильно отредактированное предложение – 1 балл.
Максимум 4 балла.
Задание № 11. Творческое задание
Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.
И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася къ Цесарюграду с родом своимъ. И поидоста по Дънепру, идуче мимо и узрѣста на горѣ городокъ. И въспрошаста, ркуще: «Чий се городъ?» Они же ркоша: «Была суть три братья — Кий, Щекъ, Хоривъ, иже сдѣлаша городъ сий, и изъгыбоша, а мы сѣдимъ род ихъ, и платимы дань козаром». Асколдъ же и Диръ остаста в городе семъ, и многы варягы съвокуписта и начаста владѣти польскою землею, Рюрику же княжящу в Новѣгородѣ.
Задание к тексту:
Укажите значение слова муж в первом предложении текста.
10 баллов за перевод+2 балла за определение слова.
Максимум: 12 баллов.
ИТОГО: 55 БАЛЛОВ |