Сайт "SCHOOL-LAND-UA" лауреат VIII Всеукраїнського конкурсу MICROSOFT - 2011 "Вчитель-новатор"

               Освіта + Web

Субота, 16.11.2024, 00:12
Вітаю Вас Гость | RSS
Меню сайту

Сайти випускників

Мир професій

Мир спорту

Мир авто

Мир музики

Таємниці історії

Foto щоденник

Синоптик


Карта

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Форма входу

Головна » 2013 » Липень » 28 » О школе будущего. Обращение к учителям
09:21
О школе будущего. Обращение к учителям
МИХАИЛ КАЗИНИК О ШКОЛЕ БУДУЩЕГО ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ
Дорогие  друзья!
У профессии учителя есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое понятие для всех культур -  Учитель и Ученик - сопровождает нас во всех эпохах: Учитель в Индуистском и Древнекитайском понятии, тривиумы и квадривиумы античного мира, средневековые академии, античные гимназиумы «Семи свободных искусств», венецианские консистории, благородные пансионы, кадетские, офицерские школы и школы при консерваториях…Сегодня наступил самый большой кризис образования за последние столетия. Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно "нелепым", "старомодным", "неэффективным". 
Проблемы гуманитарного образования возникли в связи со следующими событиями.
1.    Приход Эпохи Интернета.
Кто такой (с точки зрения интернета) школьный учитель? Это – странное существо, которое знает обо всём примерно в миллион раз меньше чем интернет. Что такое, скажем, учебник географии? Это – странная книга, необходимость в которой, в связи с появлением интернета, может оказаться весьма сомнительной. Откройте учебник географии и посмотрите главу о высочайшей вершине нашей Планеты - горе Эверест. Там есть одна фотография, несколько цифр и предложений. Открываем интернет... Слово «Эверест» упоминается 242000 раз, более 5000 фотографий. Это значит, что, если вы поставите перед собой цель прочитать всё, что написано об Эвересте и на каждую статью потратите только одну (!) минуту, то вам придётся беспрерывно работать в течение двадцати суток. Пожалеем себя и введём восьмичасовой рабочий день. Тогда не пройдёт и двух месяцев, как вы успели мельком глянуть на все статьи. А если не мельком? Хотя бы по десять минут на каждую? Два года! А сколько времени про Эверест может говорить учитель географии? Может быть, учитель нужен сегодня для того, чтобы выбрать для нас самые необходимые сведения об Эвересте или Джомолунгме и тем самым избавить нас от двухлетней работы? Возможно, у учителя в эпоху Интернета совсем другие задачи?

Думаю, что – другие. Думается, что цель учителя – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнать об Эвересте как можно больше, испытать потрясение, полюбить эту удивительную гору. У ученика может зародиться желание стать исследователем этой горы, взобраться на неё. А для этого, под впечатлением рассказа учителя – зайти в интернет и начать самостоятельное изучение этого чуда нашей Планеты. Таким образом, учитель географии станет проповедником географии, то, есть, подаст ученику высокую идею жить на Планете с любовью к ней, с потребностью в постоянном познании её. А, ведь, Джомолунгма находится в Гималаях. А Гималаи... это... ( Так география переходит в… философию)
2.   Потеря веры в абсолютное знание учителя и в правоту учебника.
3.  Ужасающее воздействие телевидения по причинам:

а) Его невиданного распространения и приоритета в качестве времяпровождения.
б) Крайне низкого уровня большинства программ. Сама природа телевидения сегодня – создать «продукт», под который дадут деньги на рекламу. Отсюда главная ценность – не духовная, не образовательная, не эстетическая. Цель программы – любым образом собрать как можно больше зрителей, которые затем купят товары или услуги. 
4.    Невиданная доселе пропаганда популярной культуры. 
5.    Изменение менталитета ученика.
Если прежде ученик приходил к учителю для того, чтобы воспринять, узнать, загореться, открыть, то теперь ученик уже «обработан» и его цель – поиронизировать, посмеяться, поспорить (увы! На очень поверхностном уровне).
6.    Крайне низкий статус Учителя (по сравнению с профессиями, прославляемыми средствами массовой информации). 
7.    Культивирование атмосферы, при которой учениками сделан вывод о том, что гуманитарное образование НЕ ВЕДЁТ к повышению благосостояния.
8.    В результате невиданного уничтожения, которому подвергался народ на протяжении нескольких поколений, в стране – недостаток истинной элиты, которая создавала атмосферу в обществе, поддерживала духовный огонь и распространяла (освещая) знание, необходимое для духовного баланса.
9.      Превращение всех духовных, творческих, элитарных, художественных, эстетических, этических начал в примитивные масс - медийные шоу. 
10.  Полная подмена духовных ценностей материальными.
11.  На смену триединой эстетике братьев Карамазовых (Алёши, Ивана и Дмитрия) пришла, по сути, безальтернативная эстетика Смердякова. Об этой опасности предупреждал Достоевский.
12.  Пушкинское главное программное стихотворение (которое, кстати, никогда не изучали в школе) «Поэт и толпа» оказалось пророческим. Сегодня эстетика ПОЭТА недвусмысленно заменена эстетикой ТОЛПЫ.
13.  Поэтизация ПРЕСТУПНИКА и БИЗНЕСМЕНА, как главного действующего лица общества.
14.  Властителями душ стали не творчески высокие, мыслящие, харизматические личности, а шоумены, причём, специфически-российские.
Как говорить о поэзии с учеником, который использует ненормативную лексику в каждом втором слове. Или о Великой любви, о Бессмертной возлюбленной, о Вечной Женственности с учеником, который хорошо знаком с эротическим интернетом. Или пытаться рассказать о романтизме в музыке Шумана и Брамса ученикам, которые точно знают (ибо ТВ сообщает об этом каждый день), что музыка – это Киркоров и многочисленные поп коллективы, а поэзия – это «полюби меня такой, кака-я-я-есть» (есть каку). Как можно представить себе учителя этики, который пытается объяснить поведение парламентариев, учителя риторики, который стремится развить в учениках подлинную речь в условиях  тотального косноязычия и декларируемой ненормативной лексики.
Трагедия сегодняшнего учителя не в том, что он стал хуже в качестве преподавателя, чем в прошлые времена. Трагедия в том, что его голос не слышен среди беснующейся поп-культуры, бесконечных шоу и рулеток. 
После всего написанного может сложиться впечатление, что ситуация безысходна, и всё, что остаётся – пронаблюдать закат и деградацию некогда великой культуры. Предложить всем учителям никому больше не нужной гуманитарной сферы принять один из нескольких вариантов:
1.    Переквалифицироваться, став учителем компьютерного обучения или маркетинга.
2.    Уйти в бизнес.
3.    Обратиться к государству с просьбой - выделить пособие по безработице, которое позволило бы учителям музыки, истории искусств, литературы, эстетики не умереть с голоду.
4.    Поменять страну проживания на те страны, где по-прежнему уделяется большое значение гуманитарным сферам. 
Но есть и ещё один вариант. Он потребует пересмотра многих позиций преподавания, вплоть до смены парадигмы гуманитарного образования.
 Необходимо пожертвовать консервативной частью обучения и включить максимально-инновационное мышление.

В качестве эксперимента я провёл два урока в одной из самых сложных школ Санкт-Петербурга. В результате хочу предложить вашему вниманию некоторые трёхстишия (хокку), которые сочинили ребята – жители одного из самых неблагополучных районов города. 
Хокку, написанные детьми школы № 232 Санкт-Петербурга после нашей второй встречи.

Звезда, упавшая с небес
Погасла, но не умерла
Сменила форму...

Глобенко Игорь 15 лет

Дьявол
Исчадие ада
Или великий композитор             
Олеся Ганжа 13 лет

Я стою в дверном проёме
И не знаю куда идти...
Останусь на месте                          
Грачёва Женя 16 лет

Тончайшая нить
Погрузила меня
В этот мир...                                    
Фролова Саша 13 лет

Как часы звучит жизнь,
Которую мы должны прожить,
Которую уже прожил Шуберт                   
Галкова Юля  12 лет

Жизнь лишь сон
А смерть - пробуждение
Для этого мы и живём...                
Бычков Андрей 16 лет

Он не жалел себя
Всю жизнь он шёл вперёд
И он родился...                                           
Овчинников Артём 16 лет

Как годы пройдут – решать нам
Не важно время
Важно что оно значит для нас.
Попов Никита 17лет

Музыка закралась в душу
Открыла раны
Залечу ль не знаю. Трудно...          
Шанкин Д 15 лет 

Человек не может прожить тысячу лет
Но он может прожить
Вечность.                                                                
Матвеев Дмитрий 15 лет.

Каждый человек рождён, чтобы изменить жизнь другого человека
В то время как другой человек
меняет жизнь кому-то ещё.                                                          
Надя Костякова 14 лет

Пусть школа мне не нравится
Но школа – это истина
И без неё никак.                                                                
Титова Ксюша 13 лет            

Перед вами некоторые хокку, написанные моими слушателями в возрасте от 12 до17 лет после двух наших встреч (об этом эксперименте достаточно много писала пресса). Думаю, что, читая подобные откровения детей, которые с неохотой шли на первую встречу, а затем не хотели завершать вторую, заставят многих учителей задуматься о методических принципах, которые я использовал в этих двух уроках музыки (шире: искусства). Я не буду описывать  здесь эти встречи, перечислю, лишь, принципы, которые ведут к столь быстрому и активному раскрытию творческих способностей детей в процессе первого же урока. 
1.    Всякое произведение искусства (музыкальное, поэтическое, живописное и т.д.) это не столько информация, сколько волна, источник духовных вибраций и излучений, своего рода передатчик. Человек воспринимающий – приёмник. Таким образом, невосприятие произведения искусства есть показатель неисправности (или настроенности не на ту волну) приёмника. В этом случае задача учителя – настроить или починить приёмник.
2.    Сегодняшний ученик приходит на урок искусства не столько как расстроенный приёмник, но ещё и приёмник, настроенный на совершенно иную волну (о  причинах читайте выше). То есть, у ученика существует предварительная установка. Снятие предварительной установки – первый шаг к восприятию.
3.    Одно из условий успеха – чувство любви, которое возникает у ученика к учителю. Любовь – это энергия. Всякий нормальный учитель, готовясь к уроку с этим знанием, может достичь цели
4.    Отмена веры в абсолютную само собой разумеющуюся правоту учителя и учебника ведут к тому, что учителю нельзя начинать урок с объявления композитора, художника, скульптора, поэта как «ВЕЛИКОГО». Урок, начинающийся с «ВЕЛИКОГО ЧАЙКОВСКОГО» или «ВЕЛИКОГО ПУШКИНА» обречён на неуспех, ибо сегодняшний ученик приходит в класс с предварительными сформированными абсолютно иными установками.
5.    Принципом урока должна стать не прямая, а реверсивная (обратная, парадоксальная) информация. Это значит, что определение ВЕЛИКИЙ должно появиться не в начале, а в конце урока, когда это слово окажется полностью оправданным всем ходом рассуждений учителя.
6.    Главным условием восприятия творения искусства (музыки, поэзии, картины художника) станет не обилие информации о нём, а создание волны, или, лучше сказать, точной волновой настройки, связывающей вибрацию музыкального, поэтического или изобразительного творения с вибрацией души ученика.
7.    Принцип реверсии исключает также негативные оценки, которые некоторые учителя любят давать тем или иным (пусть самым примитивным, пусть самым недостойным) явлениям массовой культуры. В преподавании всегда важно сражаться не против, а ЗА. Только когда ученики проникнутся любовью к музыке, искусству, преподанной учителем, можно вместе с ЛЮБИМЫМИ и ВЕРЯЩИМИ УЧИТЕЛЮ учениками проанализировать и пошутить над всем этим.
Я называю эти принципы ПРИНЦИПАМИ ВОЛНОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Итак, Принципы, действительно, существуют, и те учителя, которые готовы их освоить, получат весьма впечатляющие результаты уже после первой же попытки.
Научиться им можно. Это доказывают мастер-классы, которые автору довелось провести в тысячах аудиторий. Воздействие было практически стопроцентным. В Швеции автор этих строк провёл трёхлетний проект под названием «Остановись, мгновение». В проекте участвовали 100 000 учеников в возрасте от 12 до 17 лет. Проект проводился в крупнейшей шведской провинции СМОЛАНД, где даже сводки полиции показали резкое уменьшение детской преступности. У автора хранится более двухсот пятидесяти тысяч писем, отзывов, рисунков, стихов, написанных детьми русских, шведских, норвежских, немецких школ, полученных после проведения целых периодов погружения в искусство.

Давайте сотрудничать, ибо ещё не вечер.
С уважением. Михаил Казиник.
Источнник http://www.kazinik.ru/of_the_future.html

 




Переглядів: 563 | Додав: Olga_Bratischenko | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Інтернет - безпека

Правова освіта

Наша бібліотека

Новини життя

Пошук

Календар
«  Липень 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Форум-конференція
  • Твоє віртуальне життя (63)
  • Музыкальный форум. (83)
  • Журнал "Дніпро" запрошує літературні таланти! (28)
  • «100 человек, которые изменили ход истории» (114)
  • Державна атестація - 9 клас (56)
  • Твій вибір професії (102)

  • Архів записів

    Друкувати сторінку


    1 вересня
    1 вересня
    1 вересня
    1 вересня
    1 вересня
    1 вересня
    Copyright MyCorp © 2024