Урок-путешествие в 8 классе на тему
«В стране неорганических веществ»
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации неорганических веществ, их составе и свойствах.
Задачи:
- Образовательные:
- проверить глубину и прочность усвоения учащимися основных понятий данной темы;
- выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях с целью их последующего устранения;
- закрепить умения обращаться с химической посудой и веществами;
- учить умению обобщать и делать выводы.
- Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, готовность к сотрудничеству и взаимопомощи;
- развивать самостоятельность, волю, умения преодолевать трудности в учении;
- содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.
- Развивающие:
- стимулировать познавательную деятельность при решении экспериментальных задач;
- развивать навыки наблюдения и делать выводы;
- показать связь изучаемой темы с жизнью;
- развивать у учащихся интерес к химии;
- обеспечить эмоциональное восприятие происходящего, создавая в ходе смотра ситуации, вызывающие удивление, интерес и так далее.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов действий.
Вид урока: урок-путешествие
Методы: словесные (беседа), словесно-наглядные (использование карточек с заданиями), игровые, интерактивные, практические (проведение эксперимента).
Материалы и оборудование к уроку: таблица растворимости, ПСХЭ, карточки с заданиями, инструктивные карты, пробирки, реактивы: набор индикаторов (фенолфталеин, лакмус, метилоранж), растворы кислоты, щелочи, вода.
Учащиеся делятся на 4 группы: при входе в кабинет «приобретая билет»- карточку с формулой, таким образом образуются команды «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли».
Ход урока:
Девиз урока: «Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
А. Дистервег
I этап. Мотивация
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие по стране «Химия». Скажите, что мы сможем узнать об этой стране? (дети формулируют цель и задачи урока).
Итак, готовы к путешествию? Тогда в путь! Отправимся мы с вами в составе 4 команд - экипажей в удивительную и загадочную страну .
В этой удивительной стране живут вещества простые и сложные; спокойные и очень активные … какие еще свойства присущи веществам (продолжить, называя прилагательные).Я приглашаю вас в страну Химию.
На ваших столах лежат инструктивные карты – путеводители по стране «Химия». По ходу путешествия вы будете их заполнять, и оценивать себя по итогам каждого задания. В конце нашего путешествия каждый получит определенное количество баллов, которое мы переведем по шкале в оценку.
II этап. Актуализация опорных знаний
«Знакомство экипажей» Каждой команде необходимо записать общую формулу класса, дать определение, назвать область применения данных веществ; выбрать капитана.
Учитель: Итак, вы справились с первым заданием, и мы можем отправляться в путь.
А вот и первая остановка: мы попали в «Море формул». Их необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше. Кто отважится быть проводником на рифах формул и классифицировать их (конкурс капитанов – работают у доски, остальные в путевых листах). Учащиеся устно дают названия веществам. Самооценка. Задание: классифицировать вещества:
АI(ОН)3, СО2, HNО3, H2SiО3, Na3PO4, Mg(OH)2, FeSО4, CuO, HBr, FeO, КOH, CaCl2, H2SO4, Na2CО3, SO2, NaOH.
К доске выходят по одному участнику от каждой команды. Ученик из I команды выписывает - кислоты, II – основания, III – соли, IV - оксиды.
Давайте еще раз повторим состав сложных веществ, только не научными определениями,а стихотворными формами:
Два элемента в них всего-
Оксиген важней всего!
Гидроген в состав их входит,
За собой остаток водит,
Они кислые на вкус,
Их…………….зовут.
Группы атомов о-аш-
Очень важный признак наш.
Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Мы без труда и боли
Объединим в класс...
Игровой момент: «Крестики-нолики»-капитаны берут схемы, в группах обсуждают. Ответ комментируют.
HCl
|
CuO
|
NaBr
|
Al(OH)3
|
H2SO4
|
CaCO3
|
Na2O
|
KOH
|
H3PO4
|
HNO3
|
CuO
|
NaOH
|
Al(OH)3
|
SO3
|
CaCO3
|
Na2O
|
K2O
|
H3PO4
|
|
|
|
HCl
|
CuO
|
NaBr
|
Al(OH)3
|
H2SO4
|
CaCO3
|
Fe(OH)3
|
Ba(OH)2
|
NaOH
|
HCl
|
CuO
|
NaBr
|
Al(OH)3
|
K2SO4
|
CaCO3
|
Na3PO4
|
KOH
|
P2O5
|
III этап. Выделение главного, наиболее существенного, обобщение и систематизация
Учитель: Итак, вы успешно справились с предложенными заданиями.
Как вы считаете, что ждет нас впереди ? Горы «Химических свойств»! Изучая тему, на уроках мы работали с опорными конспектами. Вы развивали зрительную память, слуховую, учились самостоятельно делать выводы. Задание: заполнить пропуски в схемах (на экране), работаем по методу «Микрофон»
А вот мы и подошли к самой «сложной» остановке город « Тренировочный» . Ваша задача: написать уравнения возможных реакций. Из букв составить слово- это фрукт, который предотвращает раковые заболевания; улучшает зрение; повышает иммунитет; содержит йод, необходимый для нормального развития подростка. «Здоровье сберегающая технология»
р) NaOH + H3PO4→
х) CaO + H2O →
а) SO3 + H2O →
к) HCl + Ag →
м)Na2CO3 + HNO3 →
у) Al(OH)3→
е) KCl + Na2SO4 →
Фрукт - ХУРМА
IV этап. Установление внутрипредметных связей
Учитель: Как говорить пора переходить от теории к практике. Значит, мы подходим к лаборатории и следующий этап «Экспериментальный» .Задания:
1 команда: Провести реакцию получения соли из основного оксида:
CuO → CuCl2
2 команда: Доказать, что металлы имеют различную активность, исследуя действие кислоты на Mg, Cu.
3 команда: С какой солью может реагировать CuSO4: NaCl, BaCl2:
4 команда: С помощью индикаторов определить какие вещества содержатся в трех пронумерованных пробирках: HCl, NaOH, NaCl. После этого провести реакцию нейтрализации. Вспомнить стихотворения об индикаторах.
Перед выполнением работы следует повторить правила Т.Б.
Презентация своей работы для других групп.
V этап. Подведение итогов. Рефлексия
Итог урока. Ну, вот мы и возвращаемся домой из увлекательного путешествия. Какие выводы можно сделать о классах неорганических соединений? Давайте подойдем к этому вопросу творчески. Каждая группа составляет Сенкан на тему: ( по названию экипажа)
Для оценивания вашей работы мы воспользуемся шкалой перевода баллов в оценку.
Шкала перевода баллов в оценку
20 баллов - «12» 19 баллов – «11» 17 -18 баллов – «10»
15-16 баллов-«9» 13-14 баллов – «8» 11-12 баллов – «7»
9-10 баллов - «6» 7-8 баллов – «5» 5-6 баллов – «4»
VI этап. Инструктаж по домашнему заданию.
Предлагается задание по выбору – одно из трёх:
- составить кроссворд по номенклатуре основных классов неорганических соединений;
- написать заметку «соли в быту» (кислоты, оксиды, основания);
- найти материал об истории открытия некоторых представителей классов веществ.
У меня для вас осталось последнее задание, в котором вы должны прочитать зашифрованное в таблице слово.
Послание учителя
Вещества/формулы
|
CuSO4
|
СО2
|
H2S
|
NaOH
|
Na2CO3
|
SiO2
|
HCI
|
Сода
|
р
|
ф
|
ъ
|
д
|
с
|
х
|
н
|
Соляная кислота
|
о
|
й
|
р
|
б
|
ы
|
б
|
п
|
Медный купорос
|
а
|
м
|
а
|
к
|
ш
|
о
|
б
|
Песок
|
э
|
л
|
д
|
е
|
т
|
с
|
ю
|
Сероводородная кислота
|
в
|
н
|
и
|
г
|
я
|
к
|
р
|
Едкий натр
|
н
|
х
|
ч
|
б
|
п
|
и
|
к
|
Углекислый газ
|
ю
|
о
|
т
|
ь
|
е
|
у
|
ш
|
Внимание на слайд: Фотография Эйнштейна и его слова «Не смог выучить химию, поэтому стал физиком!» А вы как считаете: Химия – это просто?!
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ученка(цы) 8-А класса _____________________________
Урок-путешествие « В стране неорганических веществ»
Этап
|
Задание
|
Выполнение
|
Баллы
|
Море формул
|
1. (4б)Подчеркните ОКСИДЫ и НАЗОВИТЕ их
2. (1б) «Крестики-нолики»
|
Аl(ОН)3, СО2, HNО3, H2SiО3, Na3PO4, Mg(OH)2, FeSО4, CuO, HBr, FeO, КOH, CaCl2, H2SO4, Na2CО3, SO2, NaOH.
|
|
Горы
Химических
свойств
|
3. Заполнить
пропуски в схемах реакций (1б)
|
Устная работа«Микрофон»;
фиксируем правильный ответ
|
|
Город
Тренировочный
|
4.Написать уравне-ния возможных реакций. Из букв составить слово
(по 2 балла за уравнение = 10б)
|
р) NaOH + H3PO4→
х) CaO + H2O →
а) SO3 + H2O →
к) HCl + Ag →
м)Na2CO3 + HNO3 →
у) Al(OH)3→
е) KCl + Na2SO4 →
|
|
Лаборатория
«Эксперимент»
|
5.Записатьуравнение
проведенной реакции
(2б)
|
|
|
|
Шкала перевода баллов в оценку
20 баллов - «12» 19 баллов – «11» 17 -18 баллов – «10»
15-16 баллов-«9» 13-14 баллов – «8» 11-12 баллов – «7»
9-10 баллов - «6» 7-8 баллов – «5» 5-6 баллов – «4» |